Ромненский районный суд
информирует, что хищение с
использованием чужой банковской карты образует состав кражи.
Так, в целях усиления уголовно-правовой охраны
общественных отношений в сфере оборота электронных денежных средств в мае 2018
г. в УК РФ введен п. "г" ч. 3 ст. 158 (кража, совершенная с
банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств).
Данная статья предусматривает наказание
в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, либо
принудительные работы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до
полутора лет или без такового, либо лишение свободы на срок до шести лет со
штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с
ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
Законодательством
для банка и клиента установлен ряд обязанностей, от соблюдения или несоблюдения
которых зависит, будут ли клиенту возвращены суммы, похищенные с его счета, или
нет.
Банк обязан информировать клиента о каждой операции,
совершенной с использованием его банковской карты, путем направления клиенту
соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом;
Банк обязан вернуть деньги, списанные с карты клиента
без его согласия, если он не проинформировал клиента о списании. Если клиент
был проинформирован и вовремя представил уведомление о несогласии, банк обязан
возместить суммы, списанные после представления такого уведомления, а в
отдельных случаях - списанные до его представления;
При выявлении банком операций, соответствующих
признакам перевода денежных средств без согласия клиента, банк должен
приостановить использование клиентом банковской карты и предоставить ему в тот
же день (в порядке, установленном договором) соответствующую информацию
(уведомление) с указанием причины приостановления.
Способы направления банком уведомлений различны:
СМС-уведомления, рассылка по электронной почте, информирование через
интернет-банк.
Порядок действий при несанкционированном
доступе третьих лиц к счетам граждан.
Если вы обнаружили операции по банковской карте, которых
вы не совершали, необходимо убедиться, что вы действительно не совершали данной
операции (например, при совершении покупки с использованием банковской карты
деньги иногда не списываются сразу, а только блокируются на счете. Фактическое
списание происходит в течение нескольких дней. Также бывают случаи, когда
СМС-сообщения о проведенных операциях по техническим причинам приходят с
задержкой в несколько часов, что также может вызвать подозрения в неправомерном
использовании вашей карты третьими лицами).
Ваша обязанность - незамедлительно уведомить банк в
случае утраты карты или её использования без вашего согласия после обнаружения
соответствующего факта, но не позднее дня, следующего за днем получения от
банка уведомления об операциях.
Если имеются подозрения в совершении противоправных
операций с вашей картой, следует обратиться в любое отделение полиции и
написать заявление с просьбой возбудить уголовное дело по факту совершения
преступления.
С 01.01.2021 по общему правилу вы можете заявить свои
требования к банку в судебном порядке только после обращения к финансовому
уполномоченному. Это, в свою очередь, возможно лишь после направления
соответствующего заявления в банк с приложением копий документов по существу
заявленного требования.
В качестве подтверждения соблюдения досудебного
порядка урегулирования спора, вам необходимо представить в суд соответствующий
документ, в частности решение финансового уполномоченного, с которым вы не
согласны. При этом копия обращения в суд подлежит направлению финансовому
уполномоченному.
Часто причиной мошеннических операций является
несоблюдение правил безопасности самими гражданами, в связи с этим, никогда не
сообщайте ПИН третьим лицам, в том числе родственникам и сотрудникам кредитной
организации. |